Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России.
Виктор Пелевин, Generation "П"

Вторая главная идея этого сериала — манипулирование виной. И дело не просто в логике традиционного русского вопроса — кто виноват? ФБК абсолютно не заинтересован в поиске ответа на этот вопрос. Ведь ответ на этот вопрос ставит крест и на ПРБ, и на ее приверженцах, и на бизнесе ФБК, и даже на процессе канонизации сами знаете кого.

Для ответа на этот вопрос необходимо выйти за рамки традиционной парадигмы прекрасного будущего и заняться крайне неприятным настоящим, что это война этого народа, а не Путина, и не уходить в прошлое. Но самое главное, задуматься о политической, моральной и метафизической вине населения территории русского фашизма.

Этого нельзя добиться без рационализма.

А идея преобразования безумного, безумного, безумного русского мира в ПРБ — это верх как иррационального мышления, так и аморального политического поведения.

Для сохранения империи то ли в ужасном сегодняшнем состоянии, то ли в прекрасных будущих иллюзиях необходим русский человек, лишенный субъектности.

А каким образом человека можно удержать в бессубъектном состоянии? Естественно, лишив его чувства вины. Именно на это направлена полуправда из фильма.

Что слышит и видит обыватель, глядя и слушая Певчих о прошлом?

Во-первых, его освобождают от мысли о своей ответственности за войну и уводят в прошлое, где все юридические основания для претензий уже отсутствуют. Война вообще в ФБК не главная тема.

Во-вторых, обывателю говорят, что он жертва, а не пассивный актор происходившего. Он мог бы стать богатым и счастливым, но злокозненные реформаторы в сговоре с олигархами лишили его этой возможности. Обывателю это как бальзам на душу. Ведь он мог стать богатым и счастливым не в результате своего труда, а в результате того, что взять всё и поделить. У ФБК и рецепт для этого известен. Правильно поделить, и всё. А то, что обыватель понес деньги в МММ, "Чару" и прочие Социальные инициативы, для ФБК это вторично.

В России за весь период реформ даже благодаря рынку и частной собственности ВВП на душу населения никогда не поднимался выше среднемирового. По этому показателю Россия всегда была среди небогатых государств. А то, что путь к богатству и процветанию лежит не через дележку, а через труд, предприимчивость, инициативу и конкурентоспособность, они предпочитают умалчивать.

Основа конкурентоспособности и привлекательности — это дешевая и квалифицированная рабочая сила.

Можно вспомнить историю фордовских инвестиций во Всеволожск. "Форд" построил завод, организовал рабочие места и при этом столкнулся с обостренным чувством справедливости. Закончилось это тем, что завод переехал в другую страну. А всеволожцы остались при чувстве справедливости, но без рабочих мест.

В-третьих, чувство своей вины, изначально не присущее российскому человеку, легко замещается чувством справедливости. Абсолютизация чувства справедливости призвана заместить чувство законности и законопослушания. Особенно это эффективно на переломе эпох, когда справедливость всегда уступает место решительности и предприимчивости.

В-четвертых, манипуляция чувством вины особенно актуальна сегодня. Потому что здешний режим находится накануне грандиозного шухера. И это ощущают многие сердца.

Да и шухер предстоит грандиознее, чем в известном фильме. И ни Кремль, ни его партнеры по имперскому мироощущению не желают, чтобы люди задумались о своей вине в произошедшем, сопоставили со своими возможностями и пришли к выводу.

Реализация своих возможностей и своих прав гораздо проще не в безумном русском мире, а в Сибири, на Урале. Ведь в России существует запрет на формирование национальных и региональных партий. А если люди в рефлексии придут к пониманию этого? И таким образом восстановят утраченный инстинкт самосохранения? Именно тогда наступит конец империи. Или ее сокращение до размеров ЦФО или Московии.

В-пятых, эффективным средством манипулирования чувством вины являются абсолютизация морали в аморальном обществе, идеалов, оторванных от реалий.

Именно таким образом осуществляется перехват повестки.

Другое дело, в чьих интересах это происходит. В интересах сохранения империи. Причем это характерно не только для них. Когда цели ограничиваются прекращением войны и смещением Путина.

Это не все.

Цели должны быть стратегическими, а не сиюминутными. Это гарантии того, что это не повторится. Гарантировать это могут только институты. И не просто институты, а главный из них — это учреждение нового или новых государств на этой территории посредством свободного волеизъявления населения и субъектов. Под международным контролем, а не подконтрольными Кремлю или эфемерной идее сохранения империи организациями или людьми.

И люди должны понять, что никто и никогда не будет инвестировать в страну, где усиленно формируется чувство безответственности. Несмотря на личное мужество тех, кто этим занимается и снимает для этого заказные пропагандистские фильмы.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter