В преддверии встречи президентов России и США Д. Байден, ожидаемо, предъявил еще один козырь. В итоговом заявлении саммита НАТО (14 июня) говорится: Украина и Грузия в будущем смогут вступить в НАТО.
Для российских властей это не новость, но концепция сдерживания коллективного Запада на постсоветском пространстве на основе непризнанных территорий (ДНР, ЛНР, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье) – постепенно рушится. Провальной концепцию назвать нельзя: она выполнила свою роль, но конфликт в Нагорном Карабахе показал возможности демонтажа выстроенных конструкций и будет иметь свои прецедентные последствия.
Ранее в НАТО заявляли, что страны, имеющие территориальные конфликты, не будут включаться в состав организации, теперь же, фактически, отказываются от этого принципа.
Для США – это возможный маневр, который не обязательно реализуется в ближайшие годы, но и с позицией В. Путина о доминировании России на постсоветском пространстве никто не согласится.
В средне- и долгосрочной перспективе это означает усиление влияния коллективного Запада на постсоветском пространстве и пересмотр самого концепта. Строго говоря, Прибалтику все меньше можно отнести, собственно, к постсоветскому пространству. В реалиях нынешней геополитики – это, скорее, форпост западного влияния на Востоке.
Вне зависимости от вступления/ невступления в НАТО Украины и Грузии, можно констатировать, что это линия форпостов уже расширилась за счет Киева и Тбилиси. Потенциально к ней же относятся Молдова и, в отдаленной перспективе, Азербайджан.
! Орфография и стилистика автора сохранены