В Москве прошла конференция "282: Не верь, не лайкай, не пости", посвященная статье 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). По этой статье некоторым людям грозит реальный срок за сохраненную картинку или пост, которые "оскорбят" чьи-то чувства, либо вызовут "ненависть" и "вражду". Некоторые из фигурантов нашумевших дел и эксперты собрались вместе, чтобы обсудить, какие меры необходимо принять со статьей, которая сама вызывает "ненависть" и "вражду". Конференция была разделена на два сектора: выступление фигурантов дел и консультация экспертов.
1 часть.
Первой выступала Наталья Ковалева — предприниматель из Саратова. Она вместе со своей приятельницей создала канал на YouTube, где выкладывала частушки про саратовских судей.
22 августа подполковник юстиции Цибулин возбудил уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ. Он пришел к выводу, что видеоролики содержат "высказывания, способствующие возбуждению ненависти либо вражды по признакам принадлежности к социальной (профессиональной) группе "судейское сообщество"(судьи)", и "высказывания, выражающие унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки" судей.
На конференции Наталья рассказала, что, проживая в Москве, не знала ни о каком уголовном деле. В один из дней ей позвонила мама и сказала, что к ним домой пришли с обыском. Интересно, что полицейские пришли в дом мамы Натальи с подкреплением. Видимо, они боялись, что 74-летняя женщина и 19-летний сын Натальи могут им как-то навредить. Затем Наталье позвонила пенсионерка Галина, с которой они и записывали эти видео. Галина рассказала, что ее тоже "навестили" сотрудники полиции и вызвали как свидетеля.
На канале Ковалевой "Autberga Autfreda" всего 6 видеороликов и 173 подписчика. По словам Натальи, комментаторов этих роликов тоже хотят привлечь к ответственности.
Один из участников конференции спросил у Ковалевой, почему прокуратура зацепилась именно за этот контент.
"Вместо того, чтобы работать и заниматься своими должностными обязанностями, они лазают по YouTube", — ответила Наталья.
1 октября все тот же следователь Цибулин в связи с декриминализацией статьи 282 постановил о прекращении уголовного дела. Однако было заведено два других уголовных дела по ч. 2 ст. 297 и ч. 1 ст. 298 ("Клевета и неуважительное отношение к судьям").
"После рождения ребенка я была заинтересована, чтобы он знал свой родной край", — начала свой рассказ жительница Хакасии Лидия Баинова. Первый проект жительницы Хакасии — русские сказки на хакасском языке. "Я не нашла литературу, которую могу читать своему ребенку, тогда я решила сама сделать такую книгу", — рассказала Лидия.
Баинову обвиняют в разжигании ненависти к русским в Хакасии. В июле 2017 года при входе в игровую комнату незнакомые дети прокричали Наталье с дочерью "Вход только для русских". Это очень возмутило женщину, и она написала пост в социальной сети. Лидия отметила, что написала пост на эмоциях, там не было никаких призывов.
В апреле к ней пришли сотрудники Центра "Э" и изъяли компьютер. Уголовное дело в отношении 30-летней активистки возбудили 7 мая 2018 года. Данный пост "провисел" на стене "ВКонтакте" несколько недель. Лидия его удалила по совету своих друзей. Они предупредили ее, что пост может повлечь неприятности.
"Права мне не объяснили. Когда они пришли, еще не было заведено уголовное дело. При этом они говорили, чтобы я призналась и все подписала. Мне было страшно и я все подписала", — вспоминала Баинова про день задержания.
Она опасалась, что на нее был сделан заказ. До этого она "написала критику" про одного чиновника. Активистка предполагала, что события могли быть связаны. После знакомства с другими делами по этой же статье она усомнилась в своих предположениях. "Дело могли завести просто для отчетности", — заявила жительница Хакасии.
Она добавила, что самое тяжелое, что случилось с ней после заведения уголовного дела, — это попадание в росфинмониторинг.
В росфинмониторинг попадают люди, в отношении которых имеются сведения об их причастности к "экстремистской деятельности или экстремизму". Неважно, осужден человек или еще ведется следствие. Попадание в этот список сильно затрудняет работу Баиновой по сохранению хакасской культуры.
Уголовное дело на политического активиста из Барнаула Антона Ангела завели из-за картинок в Интернете. 13 апреля 2018 года к Антону пришли с обыском. Следователь представил ему заключение лингвистической экспертизы. В ней было сказано, что сотрудники Центра "Э" изучили его аккаунт в соцсети "ВКонтакте" в 2016−2017 годах. Они обнаружили изображения, которые не признаны экстремистскими. Однако совокупность этих картинок заставила экспертов прийти к выводу, что у Ангела имеются враждебные отношения к группе лиц по их принадлежности к определенной национальности. Фигурант дела рассказал, что долго не мог ознакомиться с материалами. Он даже не представлял, за какие картинки его обвиняют.
Согласно материалам уголовного дела, которые Ангел передал СМИ, основанием для его возбуждения стали жалобы двух пользователей "ВКонтакте" — Бобровой Н.C. и Денисова О.А., которые "случайно" зашли на страницу Ангела и "обнаружили записи экстремистского содержания".
Еще один фигурант из Барнаула 19-летний Даниил Маркин рассказал, что основанием для возбуждения его дела тоже стали фотографии "ВКонтакте". Их было около семи штук.
"С самого начала меня возмущала одна единственная вещь. Эти люди, которые меня обвиняли, были абсолютно некомпетентные в пользовании соцсетями. Они обращались со мной так, будто я дома бомбу собирал", — рассказал студент.
Говорит, ему повезло с судьей. "Тебя за такое розгами отхлестать и все", — как-то сказал ему судья.
На студента, так же как в деле Ангела, пожаловались две девушки, которые "случайно" зашли на его страничку и "оскорбились".
В июле Маркин в своем Twitter написал: "То, что было дальше, — самое показательное: они смотрели всю мою коллекцию мемов и, не сдерживаясь, сами с них же и смеялись! Это очень разряжает обстановку и придает некий плюсик к своей самооценке, когда даже копы, пытающиеся тебя посадить, оценивают твои мемы и орут с них".
Несмотря на позитивный настрой, Маркин не верит, что декриминализация способствует уменьшению появления таких дел. По его мнению, законопроект принимают для того, чтобы "сохранить бюджетные деньги".
Продолжение следует.