В России продолжается практика замены экстрадиции выдворением, то есть уголовное преследование заменяют более легко реализуемым административным, сообщил Комитет "Гражданское содействие" в рассылке, поступившей 19 апреля Каспаров.Ru. О недопустимости этого уже не раз заявлял Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Максимальный срок содержания под стражей Саидмаруфа Саидова в связи с экстрадиционной проверкой по требованию Таджикистана закончился 10 апреля. Из СИЗО Саидов подал ходатайство о предоставлении ему статуса беженца, так как на родине ему угрожают пытки и обращение, унижающее человеческое достоинство, но получил отказ. Юрист сети "Миграция и право" Роза Магомедова помогла обжаловать отказ в суде, однако Генпрокуратура, не дожидаясь решения суда, постановила экстрадировать его на основании "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" 1993 года. Адвокат обжаловала решение прокурора.
Саидов должен был 10 апреля выйти из СИЗО и под подпиской о невыезде ждать результата обжалования решения генпрокуратуры, но из СИЗО №4 его доставили в ОВД "Якиманка",
где предъявили обычное обвинение по статье 18.8 КоАП РФ — "нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание". Адвокат представила в ОВД доказательства того, что ее подопечный находился в СИЗО, а значит, не мог в это время нарушать режим пребывания на территории РФ. Кроме того, в СИЗО хранятся документы ее подопечного, которые подтверждают законность нахождения в России до заключения под стражу.