Ответ Боровому мог быть коротким и конкретным. Ответ Евгению Ихлову не успел написать, но это сделали другие. В данном же случае промолчать уже не могу — из уважения к автору и ее позиции по Заявлению КС.
Оказывается, русский европеизм сегодня — не что иное, как зажравшийся расизм, фашизоидный обскурантизм и самоубийственная жажда установить в стране апартеид. Вот оно как. Поневоле задумаешься.
Это пишет Екатерина Деготь в газете "Ведомости".
Замечательная по-своему статья. Можно остановиться и поговорить. Статья примечательна не новизной аргументов (потому как, собственно, никаких аргументов в ней не содержится, кроме горестных восклицаний на тему, как низко пал КС), а своей откровенностью. Я и раньше подозревал, что для многих записных либералов Запад был новым Новым Иерусалимом, а западничество — целостной религией. Но ни разу не сталкивался со столь откровенным — до наивности — признанием этого факта.
Оказывается, в сознании (или в подсознательном) позднесоветской либеральной интеллигенции Запад был не реальным регионом с кучей собственных проблем и противоречий, и даже не определенной экономической и политической моделью, а воплощением несбывшейся мечты о коммунизме. Которую опошлил, но не убил грубый реальный социализм советской эпохи (Этот мечтаемый Запад воплощал совершенно коммунистические идеалы: демократизм, свободу, развитие личности, неконсюмеристское довольство (так мы думали) и модернизацию).
Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы заметить связь этих ценностей с более ранним христиански идеалом и попытками его воплощения в земной жизни.
Правда, попытки построить царство Божие на земле пока не удались ни коммунистам, ни либералам. Напротив, они сопровождались чудовищными безобразиями.
Показательно, что уважаемый автор статьи не приводит никаких рациональных аргументов в защиту неконтролируемой миграции. Будучи человеком глубоким, она не хочет лицемерить, утверждая, что миграция необходима для экономического роста и ускорения НТР. Возможно, она и понимает, что дело обстоит ровно наоборот. В ход идут исключительно морально-этические аргументы, сводимые в последнем счете к "нет эллина т.д." Действительно, в царстве Божием нет, а в царстве земном — есть. Есть же для мусульман понятие "неверные" и это невозможно игнорировать. Но для цивилизованного человека осознание национальных, культурных и религиозных различий отнюдь не тождественно ксенофобии — ровно так же, как осознание различий между мужчиной и женщиной не тождественно сексизму. Намного чаще — это осознание любви, не так ли? Осознание возможности чувства, или флирта, или заботы, ощущение понимания—непонимания и многих прочих основополагающих вещей.
А уж ярлык апартеида никак не приклеивается к робким попыткам национального осознания. Здесь у автора получилось не слишком красиво.
Оперировать некими идеальными инструментами хорошо, но мы живем в реальности и пытаемся руководствоваться рациональными соображениями.
И рацио, например, подсказывает нам, что цена рабочей силы в рыночной экономике определяется соотношением спроса и предложения, и что давление дешевой рабочей силы, бесконтрольно завозимой из-за рубежа, разрушает внутренний рынок труда.
Это не вина конкретного узбека, таджика или киргиза, это объективная реальность экономики и коррупции. Неудобно повторять банальные истины, но догоняющее развитие в таких условиях тоже невозможно — нет стимула к инновациям. Наконец, мы живем в ситуации неустойчивой демократии (говоря с очень большой натяжкой) — неужели не понятно, что нам навязывают в сограждане выходцев из стран с авторитарной политической традицией? Все разговоры о создании "нового человека" попахивают авантюризмом.
Отнюдь не отвергая те ценности, которые исповедует автор статьи, должен сказать, что земная жизнь — эта юдоль скорби — диктует нам свои суровые законы. И с этой точки зрения позиция КС более чем оправдана.
! Орфография и стилистика автора сохранены