В третью годовщину трагической гибели журналиста "Новой газеты" Анны Политковской Каспаров.Ru обратился к ее коллегам, друзьям и единомышленникам с вопросами "Что для России значила деятельность Анны Политковской?" и "Возможно ли появление в современной России "новой Политковской", журналиста, чья деятельность была бы равна по значению деятельности Анны?".
Михаил Афанасьев, главный редактор интернет-издания "Новый фокус":
— Анна с ее самоотверженностью, с готовностью жертвовать собой ради других, совершенно незнакомых ей людей была тем, кем должен быть для России каждый журналист. Ее силу духа, внутренний стержень не смогли сломить, и поэтому им пришлось ее убить.
Такой, как Политковская, уже не будет. Появление таких людей возможно только в нормальной, демократической стране.
Андрей Пионтковский, политолог и публицист:
— Анна Политковская играла громадную роль не только в социальной, но даже в духовной жизни нашей страны, влияла на образ России. Анна спасала честь России в чеченской войне. Она не идеализировала чеченское сопротивление. Она писала как об их мерзавцах, так и о наших. Но Политковская спасала честь русских так же, как Лев Толстой спасал ее в "Хаджи-Мурате". Для этой власти Анна была чужой, что лучше всего подтверждают слова Путина, который отозвался о ней как о "незначительной журналистке". Теперь они всегда будут связаны. Каждый год будут собираться две небольшие группы людей. Одна — чтобы почтить память Анны Политковской, как мы собираемся сделать это сегодня на митинге на Чистых прудах. И в этот же день, 7 октября, ближайшие путинские сподвижники будут собираться для того, чтобы поздравить с днем рождения своего пахана.
Трудно предсказать рождение великого человека в любой сфере, будь то наука, искусство, мораль или журналистика. Анна была очень цельным человеком, но она не была одиночкой. В ряд вместе с ней я бы поставил и Юрия Щекочихина, и Наталью Эстемирову. Власть обладает безупречным нравственным вкусом — она убивает лучших из нас. Пуля — высшая путинская награда в условиях современной российской жизни.
Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":
— Во-первых, Политковская была талантливым журналистом. Анна начинала с нуля в нескольких изданиях и во всех становилась одним из ведущих журналистов. Кроме того, она писала замечательные книги. А по внутренней своей сущности Анна была правозащитником. Правозащитниками рождаются, это "штучный товар". Такие люди, как Политковская, считают главным предназначением своей жизни на Земле служение людям. Именно объединение журналистского таланта и служения людям — сущность деятельности Политковской. Она бралась за наиболее острые, опасные темы. Сочетание таланта и бесстрашия и привело к гибели Анны. Потому что накапливалось число публикаций, в которых она затрагивала людей, в общем-то, способных на убийство. Из-за этого Политковская уезжала из России, когда ей угрожали спецназовцы, ее отравили по дороге в Беслан...
Я был с ней в командировке в Дагестане, в одном из самых высокогорных сел в России, где расстреляли мирную демонстрацию (стреляли прямо в толпу). После гибели Анны мне звонили дагестанцы и высказывали предположение, что убийство может быть связано и с этим тоже. Но после публикаций Политковской больше расстрелов демонстраций в Дагестане не было.
Количество злобы против нее накапливалось. В отличие от большинства журналистов, она не чувствовала эту границу, как и Юра Щекочихин, за которого я всегда боялся, поскольку он тоже работал "за гранью", то есть рисковал своей жизнью. У Анны была еще одна особенность, связанная с ее бесстрашием: она всегда принимала решения сама, не была "коллективным человеком".
Ее дело есть кому продолжить. В последней "Новой газете", например, есть большое расследование совсем еще молодого журналиста Ростислава Богушевского, в котором также затронуты довольно опасные темы. Могу также назвать Зою Светову и другие имена в журналистике.
Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России:
— Аня, с которой я работал, была высокопрофессиональным журналистом, человеком высочайших профессиональных кондиций. Пример Политковской выделялся на фоне отечественной журналистики последних десятилетий с ее гламуром, заказухой, желтизной. Анна Политковская давала яркий пример именно гражданской журналистики. К сожалению, она стала не первой и не последней жертвой в нашем журналистском сообществе. Политковская — первый и единственный российский журналист, получивший премию ЮНЕСКО за заслуги в деле свободы слова. Впервые эта премия была вручена посмертно.
Российская журналистика сегодня переживает очень тяжелый период, становится все слабее и беззубее. Но меня обнадеживают слова президента Дмитрия Медведева "свобода лучше, чем несвобода". Если это будет не только воля президента, но и журналистского сообщества, то постепенно выстроится медиаиндустрия на новых началах.
Писатель, журналист Дмитрий Быков:
— Сегодня еще и день рождения Новеллы Матвеевой. Ей 75 лет. Я бы процитировал одно ее четверостишие (цитата приводится дословно — прим. ред.):
И враг же у тебя! Отвага в честном взгляде,
Не трусит, не крадет, не нападает сзади.
Послушай! Забери пяток моих друзей,
Но этого врага отдай мне, бога ради.
Власть должна уважать и беречь хорошего настоящего врага. А если она всех хороших и честных врагов уничтожит, ей останутся такие, с которыми рассчитывать не на что.
Конечно, в России может появится "новая Политковская". Но это зависит не от обстоятельств, а от таланта врожденного, от храбрости, от воспитания. Думаю, что люди, способные дать такое воспитание, еще существуют.
Владимир Корсунский, главный редактор сайта Грани.Ru:
— Хемингуэй сказал: "Мы не знаем, по ком звонит колокол, возможно, он звонит по тебе". Вот Аня была таким колокольчиком, который будил, тревожил наш сон, говорил: "Не забывайте, там убивают, тут убивают!" Я думаю, что без таких фигур Россия кончится, некому будет делать прививки.
Может ли появиться "новая Политковская"? Ну конечно. Россия жива. Сказано, что жива деревня единственным праведником. Всегда Россия выживает, благодаря тому, что есть такие посланцы совести, которые не дают спать.
Вы можете оставить свои комментарии здесь