Пожалуй, едва ли не самое грустное в приморской трагедии заключается в том, что настоящей трагедией в прямом смысле этого слова она так и не стала. Даже траур по погибшим морякам и корабелам с лодки "Нерпа" объявили, прежде всего, в Приморском и Хабаровском краях, хотя в скорбном списке есть и москвичи, и уроженцы других городов.
Возможно, это связано с тем, что внешне авария на субмарине кажется лишенной какой-либо таинственной подоплеки, обыденной и чуть ли не рядовой. Наверное, в первый раз эксперты не спорят о причине, вызвавшей гибель людей. Медики единодушны в том, что подводников погубил газ фреон, "выпущенный на свободу" неожиданно сработавшей системой аварийного пожаротушения.
Зато по поводу причин этого "неожиданного" срабатывания единого мнения у членов комиссии пока нет. Ученые мужи спорят, явилось ли включение системы следствием технической неполадки или же умная автоматика просто неадекватно среагировала на какой-нибудь относительно безобидный сигнал, например, сигаретный дым. Не ясно до конца также то, почему часть экипажа не воспользовалась в момент опасности индивидуальными дыхательными аппаратами.
Но уже и без того понятно, что виновных на этот раз найдут, причем найдут очень скоро. Мне почему-то кажется, что главным "виновным" и на этот раз окажется пресловутый субъективный "человеческий фактор". Недаром следственный комитет с подозрительной поспешностью отрапортовал о поимке злодея. Как и следовало ожидать, им оказался простой матрос, который якобы уже дал признательные показания. Иными словами, велика вероятность того, что вину за трагические последствия аварии постараются в очередной раз "повесить" на экипаж, и прежде всего на "нижних чинов" флотской иерархии.
Для подобных опасений есть все основания. В первом сообщении газеты "Московский комсомолец" от десятого ноября было сказано, что "автоматическая система пожаротушения сработала в 20:45 по местному времени". Позднее это подтвердили и представители командования, скорректировав время трагедии на пятнадцать минут. Они объявили, что "газовая атака" началась в половине девятого вечера.
Но затем началось необъяснимое. Некий "информированный источник" РИА "Новости" начинает настойчиво убеждать россиян, что авария произошла в три часа ночи, когда большинство членов экипажа уже спали. Этим, дескать, и объясняется то, что спросонья люди не сообразили, что же собственно происходит, и не сумели вовремя воспользоваться индивидуальными средствами защиты.
Половина девятого вечера и три часа ночи – это, согласитесь, совсем не одно и то же. Во втором случае все действительно можно будет свалить на трагическое стечение обстоятельств и естественную нерасторопность спящих людей. В первом же случае неизбежно придется искать виновника хаоса и неразберихи. Кстати, тогда неизбежно возникнет и вопрос: действительно ли весь временный экипаж был обеспечен индивидуальными средствами защиты?
Я задаю этот вопрос неспроста. Поскольку уже сейчас заметна одна некрасивая тенденция. Некоторые члены комиссии не стесняются огульно обвинять гражданскую часть экипажа в том, что "штатские" не сумели в критической ситуации воспользоваться своими дыхательными аппаратами и тем самым обрекли себя на гибель.
Подобные высказывания я отношу исключительно к разряду "флотских баек", причем не самого высокого пошиба. Основываюсь при этом на личном опыте. Нет, мне не довелось выходить в море на боевых кораблях, тем более, на подводных ракетоносцах. Но так получилось, что в течение нескольких лет я занимался освещением в прессе нелегкого труда горняков. Для этого мне приходилось ежедневно спускаться в шахту. По сути, для шахтеров я являлся тем же "штатским", как и корабелы для кадровых подводников. Но существа дела это не меняло – ежедневно перед входом в клеть я точно также, как и мои напарники, получал вместе с каской, фонариком и аккумулятором тяжелую эбонитовую коробочку "самоспасателя", то есть индивидуального дыхательного устройства.
Несмотря на то, что я, повторяю, не являлся профессиональным горняком, мне было хорошо известно, как с ним обращаться и что нужно делать в чрезвычайной ситуации. Еще лучше это было известно моим спутникам. Недаром время от времени они спрашивали, в порядке ли мой аппарат и не забыл ли я, как он приводится в действие? Думаю, что представлять работников судостроительного завода какими-то ротозеями, враз забывшими о своих "самоспасателях", было бы просто оскорбительным по отношению к их памяти. Тем более что многие инженеры и техники сами являлись в прошлом профессиональными подводниками.
Поэтому версия с "забывчивыми штатскими", на мой взгляд, не катит. Концы с концами не сходятся. Они сойдутся лишь с том случае, если предположить, что средств индивидуальной защиты действительно на всех не хватило, а катастрофа произошла совершенно неожиданно даже для людей, готовых к разного рода переделкам.
Последнее предположение ставит под сомнение версию об отказе автоматики. Дело в том, что в случае неожиданного срабатывания системы, фреон нагнетается в "горящий" отсек постепенно, вытесняя из помещения кислород. Бодрствующие подводники должны были успеть среагировать на такую нештатную ситуацию. Но очевидцы рассказывают, что, судя по всему, порция газа, рассчитанная для нескольких отсеков, была форсированно подана в один отсек. Этим может объясняться то, почему бодрствующие люди не среагировали на опасность. Просто они подверглись ускоренной атаке газа большей концентрации, нежели это предписано нормативами.
В этой связи эксперты "Московского комсомольца" высказывают в номере от десятого ноября жутковатое предположение о том, что "неожиданное срабатывание" могло явиться следствием вполне осознанного включения системы, например, с целью проверки ее работоспособности. Но то ли попытка оказалась не очень грамотной, то ли все-таки подвела техника, однако в результате "эксперимент" вышел из-под контроля. В сочетании с возможным некомплектом индивидуальных средств защиты это привело к известным трагическим последствиям.
Это, повторяю, лишь одна из версий, высказанных независимыми экспертами. Но вот что интересно – похожие версии высказывают и официальные лица. Так, бывший командующий Камчатской флотилией, адмирал флота Иван Капитанец на страницах того же "Московского комсомольца", но уже за двенадцатое ноября, допускает, что "кто-то случайно задел тумблер, система включилась, а люди, находящиеся в первых отсеках об этом не знали". По его мнению, "во время испытаний всегда так, и кто-то мог, сам того не зная, случайно включить систему".
На мой взгляд, эта простодушно высказанная версия, будет похлеще предположения журналистов о преднамеренном, но неудавшемся испытании системы. Поскольку догадка адмирала свидетельствует уже не просто о неразберихе, а о бардаке, царящем на борту боевого корабля.
Это, увы, вовсе даже не исключено. Напомню читателям, что многоцелевая подводная лодка К-152 "Нерпа" проекта 971И "Щука-Б" строилась на Амурском судостроительном заводе с перерывами аж с 1991 года. Четыре года назад был заключен контракт на достройку и передачу лодки в лизинг военно-морским силам Индии. Стоимость десятилетней аренды оценили в 650 миллионов долларов.
Передать лодку индийцам планировалось еще в прошлом году. Но завод вновь сорвал сроки, и сдачу изделия пришлось перенести на 2009 год. Впервые этот плавучий долгострой вышел в море 11 июня, а в пучину океана лодка в первый раз погрузилась 31 октября нынешнего года. То есть меньше месяца назад.
Вот тут-то мы и подошли к самому главному. Поджимающие сроки и сопутствующая им нервотрепка запросто могли стать детонатором трагедии. Пока "наверху" без устали твердили о "России, встающей с колен", и "возрождающейся русской армии", начальники рангом пониже из кожи вон лезли, чтобы хоть внешне поддерживать эти басни о "возрождении". К сожалению, иных средств, помимо авралов, штурмовщины и спешного латания многочисленных "дыр" российская неповоротливая административная машина пока не придумала.
Тут уж не до людей – кресло бы свое спасти. Да, и людей этих, похоже, давно уже списали со счетов. Недаром газеты сообщают, что в эти дни руководство Амурского судостроительного завода и завода "Восток" чуть ли не принципиально отказывается сообщать какую-либо информацию о пострадавших. Все общение, по сведениям журналистов, сводится к коротким хамским репликам и продолжительным гудкам на другом конце провода. Оно и понятно – следующий год не за горами, и не факт, что терпеливые индийцы вновь согласятся подождать. Когда на одной чаше весов двадцать жизней, а на другой без малого миллиард, ясно, что вторая чаша перевесит первую.
По злой иронии судьбы в минувшее воскресенье, то есть на следующий день после трагедии, телеканал НТВ запланировал показ известного в свое время героико-патриотического фильма "Командир счастливой "Щуки". Лодка "Нерпа", как помнят читатели, тоже относилась к проекту серии "Щука". Вот только семьдесят лет назад экипаж той легендарной "Щуки" принял смерть, защищая Родину от захватчиков. Зато в наши дни подводники на современной "Щуке" гибнут во имя контракта и ложно понятого престижа.
Разница существенная.
Вы можете оставить свои комментарии здесь