По данным опроса ВЦИОМ, треть россиян (33 процента) не помнят или не знают ни одной из десяти библейских заповедей. При этом среди тех, кто называет себя православными, ни одной заповеди не назвали 27 процентов, среди неверующих и колеблющихся между верой и неверием — больше половины (57-61 процент). Наиболее известная заповедь — "не убий", ее назвали 56 процентов опрошенных. "Не укради" вспомнили 52 процента, "не прелюбодействуй" — 25. Менее популярными оказались "почитай отца и мать" (13 процентов), "не лжесвидетельствуй" (10 процентов), "не сотвори себе кумира" (8 процентов) и "не желай дома ближнего своего" (7 процентов). Наименее известны респондентам предписания "не произноси имени Господа всуе" (3 процента), "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (2 процента), "чти день субботний" (2 процента).
Интересно, нас и после этого будут уверять, что "Россия – православная страна"? И оправдывать этим все то, что мы видим: клерикализацию, сращивание РПЦ с властью, вмешательство РПЦ в общественную жизнь, навязывание "Основ православной культуры" в качестве обязательного школьного курса и так далее? А заодно обвинять всех, кто с этим не согласен, в выступлениях "против православного народа". Заявил же режиссер Карен Шахназаров, что, мол, "кому не нравится, что Россия — православная страна, может уезжать"…
Главный и любимейший аргумент РПЦ, обосновывающий ее претензии на исключительность, заключается в том, что православные в России составляют "более 80 процентов населения". Но если повнимательнее взглянуть на цифры, картина получится несколько иная.
Кого считать православными? Тех, кто в детстве был крещен? Таких, по опросам Левада-центра, насчитывается действительно около 80 процентов, а точнее — 76 процентов. Но сами себя называют православными лишь 56 процентов опрошенных (при этом 33 процента называют себя неверующими). Религиозные службы посещает еще меньше — 41 процент (при этом всего 4 процента делают это не реже, чем раз в месяц, и 19 процентов — не реже, чем раз в год). Наконец, 83 процента опрошенных заявляют, что никогда не причащаются и не исповедуются.
Иначе говоря, сознательными православными являются не более 17 процентов граждан России. Но РПЦ записывает в "православные" всех крещенных. Заметим: в 1989 году при "атеистической" и "безбожной" Советской власти 65 процентов граждан сообщали, что были крещены, при этом лишь 30 процентов называли себя православными. То есть проводили четкую грань между крещением и верой…
Другой аргумент РПЦ, постоянно используемый при обсуждения вопроса о преподавании "Основ православной культуры", которые теперь предлагают включить в общий курс "Духовно-нравственной культуры", что православие способствует упомянутым "укреплению духовности" и "нравственному возрождению".
Ни о чем мы не слышим из уст православных иерархов так же часто, как о том, что именно РПЦ "противостоит моральной деградации общества" и "дает нравственные оценки происходящего в стране". И стремление церкви монополизировать понятие "нравственность" в рамках своей конфессии не вызывает сомнений. Но насколько обоснованны эти претензии?
Кто помнит, чтобы РПЦ (и лично патриарх Алексий) протестовали против войны в Чечне, ковровых бомбардировок, фильтрационных лагерей, "зачисток" и ракетной стрельбы по мирным жителям? Кто помнит, чтобы во время трагедии в Беслане патриарх потребовал бы проведения переговоров ради освобождения детей, которые считаются невинными по канонам всех религий, а потом — чтобы он потребовал наказания тех, кто отдал приказ об обстреле захваченной школы из танков и огнеметов? Кто помнит, чтобы РПЦ возмущалась отменой отсрочек от призыва? Возмутительной "антигрузинской" кампанией (при том, что грузины в большинстве своем являются православными)? Не припомнить, чтобы патриарх выражал возмущение убийством Анны Политковской и Александра Литвиненко, шествиями неонацистов и разгонами акций оппозиции. Или чтобы он открыто осудил практику издания газет и журналов, которые изображают себя "православными" и при этом проповедуют националистические и антисемитские взгляды? Чего далеко ходить: антисемитская литература распространяется на некоторых православных собраниях, в частности, на мероприятиях, проводимых "Братством православных хоругвеносцев". И что? А ничего: главу этого "братства" некоего Леонида Симоновича патриарх Алексий… наградил церковным орденом Сергия Радонежского!
Впрочем, ничего удивительного. Давать во всех этих ситуациях заслуженные оценки — значит открыто ссориться со светской властью, для которой национализм и ксенофобия — социально близкие направления. Во всяком случае, с ними она борется значительно менее активно, чем с политической оппозицией. А ссориться с властью РПЦ категорически не хочет, ведь именно она осыпает ее материальными благами. Власть, в свою очередь, поддерживает РПЦ, получая таким путем еще один рычаг воздействия на общество. Этакое "перекрестное опыление".
Недавно патриарх в очередной раз выступил против изучения в школе истории мировых религий. В своем интервью в "Российской газете" он заявил, что "идея единого для всех школьников учебного курса об истории религий неприемлема по ряду причин". Мол, "такой курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре ни одной из традиционных религий, в том числе и православия, так как может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям, и стать основанием для подозрительности и напряженности". Мол, "нам предлагают общий курс, который оценивал бы все религии с позиции "объективизма", а на самом деле - секулярного агностицизма, который мировоззренчески неприемлем для верующего человека". Мол, "такой курс в лучшем случае может стать просто энциклопедией о религиях, но он не сможет послужить духовному и нравственному воспитанию школьников".
Казалось бы, чего проще: хотите обучать православию? Организуйте уроки в воскресных школах или факультативы в обычных школах, сделайте их интересными и привлекайте людей. Но нет, только "обязаловка" — надо, чтобы именно "титульная религия" имела преимущества, которые она не может получать в условиях честной конкуренции. Именно поэтому РПЦ и сопротивляется курсу истории мировых религий: тем, кто имеет возможность сравнивать различные религиозные учения, не внушишь, что только одно из них является истинным.
Клрикализм в России начинается "сверху", поскольку президент (как "старый", так и "новый") демонстративно подчеркивает свою православную веру и ходит в церковь. Следствие очевидно: публичное подчеркивание своего "православия" сегодня — не столько демонстрация личных убеждений, сколько демонстрация лояльности властям и лично президенту. В свою очередь, Кремль и дальше будет нуждаться в опоре на РПЦ, руководство которой неизменно демонстрирует враждебность к либеральным идеям и заявляет, что концепция прав и свобод человека противоречит "православной традиции", а интересы государства важнее, чем интересы личности. Это ведь так прекрасно вписывается в "государственнический" курс, делая церковь важнейшим союзником новейшей самодержавной власти…
"Дай Господь вам силы нести ваши великие подвиги для блага России, которые вы несете. Мы благодарны вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за те восемь лет вашего президентства. Вы так много сделали для России. Дмитрий Анатольевич, осуществляя нацпроекты, посещал многие регионы и знает, в чем нуждается страна, в чем нуждаются люди. И вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему отечеству, служения своему народу. Но мы заверяем вас, что Церковь наша всегда будет молиться и просить, чтобы Господь дал силы, мужества преодолевать все трудности, все испытания. Делать то, что вы делаете ради человека, ради блага человека". Это — патриарх Алексий на недавнем пасхальном богослужении, которое высочайше посетили оба российских президента.
Можно ли себе представить, чтобы с такими же верноподданными словами к королю Испании, премьеру Италии или президенту Франции обращался Папа? Или он уважает себя больше, чем патриарх?
Вы можете оставить свои комментарии здесь